Человек-штиль. Человек-дзен. Человек-спокойствие. Человек Джэф. Даже увязая в болоте или падая с бревна, он не теряет невозмутимости. Если проблема есть, её можно решить. Если решить нельзя, значит, и волноваться ни к чему. Его речь стройна и красива, как бывает только у умных и начитанных людей, а рассуждения безупречны в своей логичности.
— Помнится, в одном фильме человека, которому грозила смертная казнь, спрашивали: “Вы что, совсем не волнуетесь?” “А это поможет?” Истина же… Или вот анекдот есть: Преподаватель логики Вася совершенно не расстроился, когда его друг Петя утонул, потому что Петя не умел плавать – всё логично. Некоторые обижаются, говорят, что у меня эмоциональный диапазон как у зубочистки. Ну да, я программист, и социальное взаимодействие – не мой конёк.
А вот здесь впору поймать Сергея на нелогичности. Из человека с нарушенными социальными навыками не получится дельный инструктор новичкового направления. Джэф – инструктор, причём очень хороший. Его спокойная уверенность и рассудительность – то, что надо, когда только встаёшь на нервный путь поисков пропавших людей. За плечами – десятки полевых учений, рассказов о том, как пользоваться компасом и навигатором, ответов на одинаковые и неожиданные вопросы, благодарностей и обид, восторгов и недопониманий. Сергей научился справляться с любыми новичковыми сложностями, вот только сходу определять, кто останется в отряде, а кто уйдёт – не получается.
— Да это невозможно. Бывают ужасно активные новички: смотрят лекции, задают вопросы – и однажды просто исчезают. А бывает наоборот: вроде человек отстранённый какой-то, безынициативный, а через год-полтора он старший поисковой группы. Единственная интуиция, которая у меня развилась за время поисковой деятельности, это когда ты только подходишь к кому-нибудь, чтобы показать ориентировку, натыкаешься на пустой взгляд и моментально понимаешь – ничего не получится. Перед тобой человек, которому всё равно. То, что происходит не с ним, не имеет значения. Это даже не равнодушие, что-то намного более страшное. Но опять же – бывает наоборот! И это классно.
Телефон Сергея отказывается сохранять номера. Что делает в таком случае обычный человек? Идет в сервис-центр или покупает новый телефон. Что делает Джэф? Просто запоминает сотню-другую нужных номеров.
«Да какая там феноменальная память, ничего подобного», – скромничает Сергей и через минуту без малейшего напряжения цитирует километр сложного текста из Азимова.
Фантастика и фэнтези – это то, что он читает чаще всего. Во-первых, там обычно всё логично, а не бестолково, как у большинства героев школьной программы литературы. Во-вторых, хорошо заканчивается. Душа требует хэппи-энда, а драм и серьёзных вещей в жизни и так хватает. Особенно когда ты активный поисковик.
— Мы ехали на поиск трёхлетней девочки в Тосненском районе. Вода. Знаем, что это означает, но надежда-то всегда есть. Поэтому педаль в пол и внутри детское ожидание: а вдруг в этот раз случится чудо… На месте по вводным проверялась версия, что малышку могло унести течением, но был шанс, что могла где-то зацепиться. Получили задачу – осмотр береговой линии. Начали спускаться к воде. И что-то заставило меня обернуться. На фоне неба стояли, обнявшись, родители девочки. Ничего тяжелее я в жизни не видел. До сих пор ком в горле от воспоминаний. На том поиске чуда не произошло.
Такие поиски из памяти не стереть, как ни старайся. Обычные Джэф забывает, как только они заканчиваются. Запоминаются разве что яркие эпизоды. Например, как шли по задаче глубоко в лесу. И вдруг впереди, метрах в пятидесяти – медведь. Большой такой, солидный. А до штаба километров шесть. В сознании пронеслось всё… Шаг в сторону – и стало ясно, что это не медведь, а вывороченный корень упавшего дерева. Момент – ух! Выражение лиц соотрядников – бесценно!
— Я в принципе не очень высокого мнения о человечестве. И, честно говоря, легко обошелся бы вовсе без взаимодействия с окружающими. Но «ЛизаАлерт» – особый случай. Сообщество людей бескорыстно помогает – это же само по себе прекрасно. Подростком видел, как в деревне горел дом, и сбежался народ его тушить. Человек двести передавали друг другу ведра, заливали пламя, потом вместе шли на реку отмываться от копоти. Здесь что-то похожее. Тому, кто заблудился, страшно в лесу одному, а мы ему можем помочь. Собираемся и помогаем. Ну хорошо же. И да – а кто, если не мы? Всё это было бы абсолютно невозможно без поддержки семьи. Мне повезло: у меня замечательная жена, которая понимает, насколько это важно для меня, поддерживает и подбадривает, когда случаются поиски с плохим исходом. Я очень благодарен ей за это.
Старшему сыну Константину 19 лет, и его интересы далеки от отрядных. Младшему Ивану ещё нет двух, и он приобщен к поискам с младенчества. Или даже раньше.
— За шесть дней до родов мы с Надей были на задаче по поиску подростка. Ходили по парку, смотрели по сторонам. И ни один «бегунок» ни за что не заподозрил бы в нашей чинной паре поисковиков, это точно. А прошлой зимой не раз брали сына в ночной патруль. И ребенок в машине убаюкан, и родители при деле – красота. Придумали ему позывной iOne, по созвучию с именем Иван.
Джэф не любит, когда его позывной пишут через «е».
Не досматривает последнюю серию у понравившихся сериалов – чтобы история не заканчивалась.
Сам встаёт ночью к маленькому сыну («Ну а как иначе? Я убежден, что ночами подходить к детям должны именно отцы»).
Мечтает жить за городом в большом доме со своей большой семьей и тогда уже завести большую собаку.
Постоянно учится («Иначе не успеешь оглянуться, как твое место займут нейросети»).
Спит не дольше пяти часов. Нет, этого, конечно, недостаточно – просто больше не получается.
«Что делаю в свободное время? А свободного времени у меня четырнадцать минут в день. Семь – когда я еду на работу и семь – когда возвращаюсь».
Весной iOne перестанет быть младшим. А у Сергея жизнь начнётся, как в сказке: было у отца три сына… Вот только раздобыть бы в сутках ещё пару часов – чисто чтобы поспать.
#ЛизаАлертэтомы #ЛАвлицах